:: меню ::


Адмиралтейство


Площадь декабристов


Университетская Набережная 


Площадь  Александра Невского


Площадь Искусств


Русский музей



Площадь Островского
 
 Летний сад
 
 Стрелка Васильева острова

Гатчинский дворец
                        

 

:: меню ::

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гатчинский дворец...

   
      Чтобы обозреть весь огромный дворец, лучше всего пройти на плац. Стоя здесь около бастионов или памятника Павлу I, можно наглядно представить себе замысел Ринальди.
    В композиционном решении автор использовал широко распространенную в XVIII веке усадебную схему дома, расположенного между парадным двором и садом. К главному трехэтажному корпусу со стороны парка по углам примыкают пятиугольные башни -- Часовая и Сигнальная, которые первоначально лишь на один ярус возвышались над основным массивом дворца. В середине нижнего этажа был сквозной проход через вестибюль, соединявший двор с парком. От торцовых стен, обрамляя двор, отходили двухэтажные, изогнутые по дуге флигеля, в верхнем этаже которых находились открытые галереи лоджии. Эти флигеля замыкались одноэтажными квадратными в плане корпусами-каре с большими внутренними дворами, имевшими подсобное, хозяйственное назначение. Соответственно одно каре называлось Кухонным, а другое - Конюшенным (позднее -- Арсенальным).
     На каждом углу низких широких корпусов каре архитектор поставил по восьмиугольной башне. В значительной мере именно эта многобашенность придавала Гатчинскому дворцу характер замка.
     Дворец был заложен на возвышенном берегу Серебряного озера 30 мая 1766 года, как это значится на сохранившейся медной доске, укрепленной над входом. Через два года стены его возвели под кровлю, но отделочные работы продолжались вплоть до 1781 года.
    Фасад в нижнем этаже расчленен пилястрами тосканского ордера, во втором этаже -- ионического, а в третьем -- лопатками. Рукой большого мастера прорисованы наличники окон среднего, парадного этажа. Скромную и даже строгую обработку фасада смягчают стоящие у входа мраморные аллегорические статуи Бдительность и Справедливость, исполненные венецианскими скульпторами XVIII века Д. Маркиори и И. Морлейтером.
     Внутренняя отделка парадных залов и жилых комнат отличалась особой изысканностью и считалась одним из лучших образцов отделки Ринальди-декоратора. Тончайшая лепка в виде цветочных гирлянд и венков, легкая роспись на стенах и по толках, удивительные по разнообразию рисунка и подбору древесных пород паркеты давали представление об изобретательности и таланте их автора.
      В 1796 -- 1798 годах В. Бренна разобрал начавшие разрушаться открытые лоджии дугообразных флигелей и превратил их в застекленные галереи, что, безусловно, более подходило для нашего северного климата, и одновременно полностью видоизменил отделку большинства помещений в соответствии с требованиями и вкусами монарха.
     Сохранив в нижнем этаже дворца несколько личных комнат Павла I, носивших более скромный, военный характер, зодчий во втором этаже создал парадные интерьеры: Тронную Павла I и Тронную Марии Федоровны, парадную опочивальню и т. п. В отличие от утонченно изысканного Белого зала или Овального будуара Ринальди, новые интерьеры характеризовались сочетанием строгих классических ордеров (как, например, в Мраморной столовой) с чуть тяжеловесной пышностью почти барочного декора, несколько напоминавшего Версаль Людовика XIV. Сочная лепка, обилие позолоты, стены, затянутые дорогими парижскими или брюссельскими шпалерами, бархатные и шелковые драпировки, зеркала, драгоценные живописные полотна, мраморная скульптура, золоченая мебель, бронзовые часы и канделябры работы лучших русских и западноевропейских мастеров -- все это было направлено на прославление идеи монархии, как ее понимал Павел и как сумел выразить Бренна.
       В 1840-х годах новое расширение и перестройка дворца были поручены архитектору Р. И. Кузьмину. В главном корпусе была переделана только парадная лестница, на стенах которой по желанию Николая I надлежало разместить живописные полотна русских художников с изображениями Гатчины. Основные изменения коснулись боковых каре, в которых Кузьмин должен был создать комфортабельные апартаменты для императора, его семьи и свиты, а также множество подсобных помещений. Среди них были небольшие жилые комнаты, носившие отпечаток личных вкусов их владельцев: у Николая I - строгих пропорций мебель красного дерева, а на стенах изображения военных форм русских войск и батальные сцены; у Александры Федоровны -- обилие лепных украшений в стиле рококо и драпировок из узорчатых тканей. Наряду с этим парадные помещения оформлялись то в традициях Ренессанса, то готики, словом, здесь можно было наблюдать то смешение архитектурных стилей, которое свойственно эклектике середины века.
       В 1844 году проект перестройки был утвержден, годом позже начались работы, которые продолжались до 1852 года. В результате каре, которые Ринальди задумал одноэтажными, а Бренна надстроил, стали еще выше, что нарушило соотношение масс дворца центральный корпус перестал главенствовать, его подавляли боковые части, которым по логике вещей полагалась лишь второстепенная роль. Чтобы хоть как-то вернуть главному корпусу доминирующее значение, решено было над строить Часовую и Сигнальную башни, что и осуществили в 1854 -- 1856 годах.
     Одновременно начались значительные реставрационные работы в главном корпусе: исправляли и заменяли поврежденные и обветшавшие части облицовки стен, карнизов, наличников окон, ремонтировали и перекладывали печи и камины, расчищали старую позолоту, восполняли утраты наборных паркетов; реставраторы Эрмитажа восстанавливали старые живописные плафоны.
      Это были последние значительные перестройки Гатчинского, дворца. При Александре II и Александре III, также живших в Арсенальном каре, менялась только обстановка и обои комнат, утративших всякое художественное значение. В то же время эти комнаты сохранили большой историко-бытовой интерес, в частности, единственные в своем роде, так называемые Ситцевые комнаты жены Александра II -- Марии Александровны, стены и мебель в которых были обтянуты вощеными английскими ситцами с крупными цветочными узорами.
      Хотя внутренняя отделка и убранство Гатчинского дворца были полностью утрачены во время Великой Отечественной войны он все же остается первоклассным памятником русской архитектуры.



   

 
Сайт управляется системой uCoz