Сложный
живописный силуэт храма Воскресения Христова, его яркое многокрасочное
убранство воспринимаются
резким контрастом классицистическим ансамблям. Здание было возведено в
1883 -- 1907 гг. как храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 г. по
решению Исполнительного комитета Народной воли было совершено
покушение на Александра II. Поэтому бытовало и второе его название --
Спас на крови.
Здание храма представляет
интерес как программный образец архитектуры русского стиля и
уникальный памятник монументально - декоративного искусства. Автор
проекта арх. А. А. Парланд переработал композиционные приемы и формы
древнего московского и ярославского зодчества XVII в. К основному
объему, увенчанному пятиглавием, примыкают колокольня с золотым
куполом, два крыльца и три апсиды. Центральный шатер достигает высоты
81 м. Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным
кирпичом и разноцветной литкой. Они буквально испещрены декором --
фигурными наличниками и кокошниками, поясками и изразцами.
Художественная значимость сооружения во многом определяется
уникальным ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской
А. А. и В. А. Фроловых по оригиналам многих художников, в том числе В.
М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, В. В. Беляева, Н. Н.
Харламова. Если на фасадах мозаика включена в кокошники и в ниши, то
внутри она сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера
использована богатейшая коллекция самоцветов.
От Михайловского сада храм
отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903 -- 1907 гг. на
предприятии К. Бинклера по проекту А. А. Парланда. Рисунок кованых
звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего
модерна. Старинные здания на правом берегу канала (д. 1 -- 9)
принадлежали в XVIII -- начале XX в. придворному конюшенному ведомству.