Создание
архитектурного ансамбля Смольного началось с возведения Воскресенского
Новодевичьего
монастыря (рядом со Смоляным двором). По своему расположению монастырь
стал называться Смольным. Работы велись по проекту Ф.-Б. Растрелли с
1748 г. В двухэтажных зданиях, окружающих крестообразный в плане
монастырский двор, находились жилые покои. На внутренних углах двора
поставлены башни-церкви, как бы вторящие стройному силуэту собора,
сооруженного в центре.
Нижняя часть собора, расчлененная на два яруса, переходит в
высокий барабан центрального купола, к которому тесно прижаты стройные
башни четырех колоколен. Ощущение необыкновенной устремленности ввысь
рождается при взгляде на это здание. Смольный собор скульптурен в
своей пластичности. Многообразии ракурсов, динамике объемов.
Неисчерпаемая фантазия декорировки, звучное сочетание лазури стен и
белизны лепки, топкая позолота маковок придают ансамблю редкую
живописность. Строительство монастыря продолжалось до 1769 г., но
полностью замысел Растрелли не был осуществлен. Осталась недостроенной
140-метровая колокольня перед собором. Внутренняя отделка собора была
проведена лишь в 1832 -- 1835 гг. арх. В П. Стасовым, по рисунку
которого отлита и ажурная ограда у входа.
|