Старый сад в самом
центре Санкт-Петербурга тянулся когда-то от Невского проспекта до
Марсова поля. Архитектор Карло Росси впервые пришел сюда мартовским
утром 1819 года - осмотреть стоявшие здесь полуразрушенные оранжереи.
Архитектор что-то негромко говорил помощнику, тот делал пометки на
листке бумаги.
В ту пору Росси было уже
за сорок. В Россию он приехал восьмилетним мальчиком с матерью,
итальянской танцовщицей, мечтавшей покорить Петербург. Суждено это
было не ей - ее сыну.
Неаполь остался позади, и неведомая страна
встретила мальчика дремучими лесами, низким пасмурным небом, так
непохожим на итальянское и превращающим морскую воду из лазурной в
свинцовую.
Карло Росси захотел остаться в России
навсегда. Новая родина приняла его. Люди, с которыми он будет
работать, - вологодкие каменщики и охтинские столяры - станут называть
его Карлом Ивановиче. Великий зодчий ощутит теплоту этого имени,
отеческое признание страны.
Его учителем стал архитектор Викентий
Францевич Бренна. Росси проникал в законы искусства, все яснее понимая
его логику. Юноша почувствовал, что архитектура - замечательное
поприще человеческого гения, где искусство сливается с математикой, а
строительное дел - с поэзий и мечтой.
Постепенно Росси все ближе подходил к
убеждению, что здания должны быть связаны между собой единой мыслью.
Так он пришел к идее создания больших архитектурных ансамблей. Центром
одного из таких блестящих ансамблей, которые украшают теперь
Ленинград, суждено было стать и новому дворцу - его решили воздвигнуть
на месте полуразрушенных садовых оранжерей старого сала, заложенного
еще Петром I.
|