На начальном
участке Университетской набережной стоят здания, связанные с историей
Петербургской Академии наук.
Здание Кунсткамеры
(д.3), построенное в 1718-1734 гг. по проекту архитекторов
Г.-И.Матарнови, Н.Ф.Гербеля, Г.Киавери и М.Г.Земцова - одни из
интереснейших памятников русского барокко. Здание состоит из трех
связанным между собой объемов: два симметричных крыла соединены с
башней, отличающейся напряженной динамикой.
Еще до завершения
строительства здания, в 1727 г. в него из палат Кикина были переведены
собранные Петром I коллекции монстров и раритетов. Этот первый в
России естественнонаучный музей, именовавшийся Кунсткамерой, и дал
название зданию.
Рядом с
Кунсткамерой на набережной расположено здание Академии наук (д.5),
построенное в 1783-1789 гг. по проекту Д.Кваренги. Центр фасада
выделен восьмиколонным ионическим портиком.
Здание Университета (д.7) обращено к Неве своим узким торцевым
фасадом. Рядом (д.9) стоит сравнительно небольшая постройка - это
ректорский флигель Университета. Возведенный в 1794 г., он в 1840-1842
гг. был перестроен
архитектором А.Ф.Щедриным. Здесь родился и провел детские годы в семье
своего деда, ректора университета А.Н.Бекетова, поэт Александр Блок.
В доме 11 размещаются филологический и восточный факультеты
Университета. Строительство здания началось в 1710-х годах. В 1727 г.
его расширили для резиденции Петра II, Завершилась постройка в
1759-1761 гг. Протяженный фасад сооружения скромно декорирован в
характере раннего барокко.
Следующий участок
набережной занят комплексом Меньшиковского дворца. Здесь в самом
начале XVIII в. располагалась усадьба князя А.Д.Меньшикова -
ближайшего сподвижника Петра I. Архитектура дворца соответствует стилю
петровского барокко.
Его создателями были известные архитекторы Петербурга - Д.М.Фонтана (с
1710-1712 г.), И.Г.Шедель (с 1713 по 1727 г.), Д.Трезини и Ж.-Б.Леблон,
Б.К.Растрелли (с 1717-1719 г.).
Дворец, принадлежащий первому генерал-губернатору Петербурга
президенту военной коллегии, славился своими ассамблеями, торжествами
в честь побед в Северной войне, приемами иностранцев.
Для отделки
помещений были использованы богатые и модные тогда не только в России,
но и в Западной Европе декоративные материалы: наборное и резное
дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа ткани в сочетании
с монументально-декоративной живописью, скульптурой и лепкой.
Здание Академии художеств
(д.17), обращенной своим фасадом к Неве было построено по проекту
архитекторов А.Ф.Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота. Строительство
осуществлялось в1764-1788 гг.
В плане здание
представляет собой прямоугольник, в который вписан кольцеобразный
корпус (циркуль), ограничивающий круглый двор. Главный фасад
организован четким ритмом вертикальных членений - колонн и пилястр
дорического ордера, поднимающихся на высоту двух верхних этажей. Вход
выделен выступающим вперед портиком, между колоннами которого стоят
статуи Геркулеса и Флоры - копии произведений античных ваятелей.
Академия трех знатнейших художеств - живописи, скульптуры и
архитектуры - была создана в 1757 году по инициативе выдающихся
деятелей русской культуры М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова.
Неотъемлемой частью архитектурного комплекса Академии художеств
является гранитная пристань на берегу Невы. Она сооружена по проекту
К.А.Тона в 1832-1834 гг. По сторонам лестничного спуска на массивных
гранитных пьедесталах установлены величественные изваяния сфинксов,
найденные при раскопках в Фивах, столице Древнего Египта.
|