Верхне-Лебяжий мост, сооруженный в 1767 - 1768 гг.,
приводит к Летнему саду. Петр I, устроивший здесь в 1704 г. свою
летнюю резиденцию, наметил основные черты планировки регулярного
сада. Работа проходила под наблюдением садовых мастеров Я.
Роозена и И. Сурмина.
После того как в 1716 г.
был прорыт Лебяжий канал (или канавка), сад оказался на острове:
с востока его омывает Фонтанка, с юга -- Мойка. Территория
Летнего сада - 11,7 га.
На углу набережной Невы и
Фонтанки в 1710 - 1714 гг. по проекту Д. Трезини был построен
2-этажный каменный Летний дворец
Петра. Значительность и нарядность фасадам дворца придают 29
барельефов между окнами 1-гo и 2-го этажей, в аллегорической
форме повествующие о событиях Северной войны. Барельефы созданы
выдающимся немецким архитектором и скульптором А. Шлютером.
С 1934 г. во дворце открыт
историко-бытовой музей. Здесь можно познакомиться с
разнообразными предметами и произведениями искусства петровского
времени, с отделкой интерьеров.
В начале XVIII в. в Летнем
саду существовали галерея у входа со стороны Невы, грот,
оранжереи. Вдоль прямых аллей сада тянулся шпалерник, образуя
зеленые стены боскетов. Кронам деревьев декоративной стрижкой
придавали различные геометрические формы. По замыслу Петра I
была устроена фонтанная система. Около 50 водометов украшали
сад. Вода в них поступала с помощью машин, установленных на
водовзводной башне, построенной на берегу Фонтанки. Значительная
часть первоначальных сооружений в Летнем саду быстро обветшала и
позднее не восстанавливалась. Фонтанная система была разрушена
наводнением 1777 г.
Летний сад щедро украшен
мраморной скульптурой (ныне здесь 89 статуй и бюстов), Ее
выполняли известные итальянские мастера того времени Д. Бонацца,
А. Тарсиа, Д. Зорзони, фламандец Т. Квеллимус (Нимфа Летнего
сада). В 1723 г. П. Варатта создал аллегорическую двухфигурную
композицию Победа и Мир, установленную у Летнего дворца в
ознаменование
победы России в Северной войне. Изваяния античных богов и
героев, природных стихий, времен года знакомили русских людей с
новыми для них культурными ценностями, играли просветительную
роль.
В Летнем саду устраивались
знаменитые петровские ассамблеи, проходили приемы иностранных
послов. До конца XVIII в. доступ в сад был возможен лишь
избранному кругу царских приближенных. Позднее Летний сад стал
излюбленным местом гуляний петербуржцев. Первоначальная
планировка была частично нарушена, засыпан канал, проходивший
примерно по середине нынешнего сада, отделяя так называемый 1-й
Летний сад (ближе к Неве) от 2-го. Во второй половине XVIII в.
была прекращена декоративная стрижка крон деревьев.
Ограда Летнего сада со
стороны
Невы сооружалась в 1771 -- 1784 гг. арх. Ю. М. Фельтеном и П. Е.
Егоровым. Ее устройство было связано - с облицовкой гранитом
невских набережных. Раньше Летний сад вплотную подходил к Неве.
В 1760 -- 1770-х гг. были проведены забивка свай и подсыпка
грунта, отодвинувшие линию берега примерно на 50 м. Звенья
решетки тонкого графичного рисунка с вызолоченными розетками и
ажурными вазами на створках ворот выкованы на тульских заводах.
Они установлены между 36 гранитными столбами, увенчанными вазами
и урнами. Исключительная гармония и стройность решетки Летнего
сада делают ее одним из выдающихся произведений классицизма
XVIII в.
Недалеко
от главной аллеи, в северо-восточной части сада, в 1854 -- 1855
гг. был сооружен памятник И.
А. Крылову. Бронзовая фигура
баснописца водружена на постамент с горельефными изображениями
героев его басен. Памятник создан П. К. Клодтом, рисунки для
постамента выполнил А. А.Агин. Рядом с памятником И. А. Крылову
-- деревянный павильон Чайный домик (1827 г., арх. Л. И.
Шарлемань) . При реставрации павильона в 1984 г. восстановлен
его первоначальный облик. Здесь размещается выставочный зал.
Несколько дальше, на берегу Фонтанки, -павильон Кофейный
домик. На его месте в петровское время находился грот,
сооруженный арх. Г.-И. Матарнови. При перестройке в 1826 г. К.
И. Росси сохранил стены и план старого грота, но придал
павильону облик, характерный для архитектуры классицизма. В
Кофейном домике устраиваются выставки. На другой стороне
Летного сада, на берегу Лебяжьей канавки, в 1799 г. была
сооружена видовая терраса, облицованная гранитом. Ее ограда с
чугунными вазами создана в 1820-х гг.
В южной части сада с
петровских времен сохранился водоем Карпиев пруд. Близ него в
1839 г. установлена стройная ваза из розового порфира,
привезенная из Швеции (высота вазы
5 м). Ограда Летнего сада со стороны Мойки выполнена в 1820-x
гг. по проекту Л. И.Шарлеманя; ее основной мотив -- щиты с
изображением головы Медузы.
Трудно перечислить всех
деятелей русской культуры, поэтов, художников, композиторов, в
творчестве которых нашел отражение образ Летнего сада, с его
прямыми аллеями, мраморными статуями, белеющими в тенистой
листве. Сверстник нашего города, Летний сад -- одна из поэтичных
и волнующих страниц его истории. В годы героической блокады
Ленинграда садовая скульптура была укрыта в земле; зенитные
орудия, установленные поблизости, на Марсовом поле, защищали сад
от налетов вражеской авиации. В 1970-x гг. в Летнем саду были
проведены археологические исследования, которые дали интересный
материал для восстановления исторического облика сада.
По линии набережной за
Летним садом через Фонтанку переброшен трехпролетный каменный
Прачечный мост, сооруженный мастером Т. И. Насоновым в 1766 --
1769 гг. Набережная Невы между Литейным мостом и Фонтанкой носит
имя великого русского полководца М. И. Кутузова. Первоначально
ее называли Гагаринской но находившимся на противоположном
берегу складам пеньки - Гагаринскому буяну. В начале XX в.
набережную именовали Французской, так как на ней (д. 10)
размещалось посольство Франции.
|