Площадь
Декабристов ограничена с востока боковым фасадом Адмиралтейства, а с
запада - зданиями, которые занимали высшие правительственные
учреждения дореволюционной России - Сенат и Синод, поэтому площадь
именовалась до 1925 г. Сенатской. Долгое время она была предмостной: с
1727 г. от нее на противоположный берег Невы наводился плашкоутный
Исаакиевский мост.
На площади, ближе к Неве, установлен первый памятник
нашего города - основателю Петербурга, Петру I. Монумент был открыт в
1782 г. Этот памятник принадлежит к числу высших достижений
европейского искусства XVIII в. Он поражает редким сочетанием динамики
и величавости. Конная скульптура Петра неразрывно связана с
постаментом, имеющим форму взметнувшейся волны.
Вес колоссального
монолита, названного гром-камнем, около 1600 т. Памятник создан
французским скульптором Э.-М.. Фальконе, специально приехавшим в
Россию для работы над ним, Помощниками Фальконе были его ученица М.-А.
Колло, вылепившая голову Петра I, скульптор Ф. Г. Гордеев, литейщик Е.
М.Хайлов. Установка монумента проводилась под наблюдением арх. Ю. М.
Фельтена.
Идейное содержание и образный строй
памятника нашли гениальное отражение в поэзии А. С. Пушкина. Само
название памятника - Медный всадник - укоренилось благодаря
петербургской повести Пушкина. На площади 14 декабря 1825 г.
произошло событие, навсегда вошедшее в историю русского
освободительного движения. У подножия памятника Петру I выстроились н
каре восставшие полки, отказавшиеся дать присягу новому царю Николаю
I. Д. А. Щепин-Ростовский и братья А. А., М. А. и Н. А. Бестужевы
привели сюда Московский полк и гвардейский Морской экипаж.
Гренадерским полком командовали А. Н.
Сутгоф и Н. А. Панов. Всего на площади было, около 3 тыс. восставших,
которые оказались окружены вчетверо превосходящими их уже
присягнувшими войсками. В пятом часу дня раздались залпы картечью.
Восстание было жестоко подавлено. В 100-лётнюю годовщину восстания
Сенатская пл. была переименована в пл. Декабристов. Архитектурный
облик площади был завершен в 1829 - 1834 гг., когда по проекту К. И.
Росси возводились здания Сената и Синода. В начале XIX в. Сенат
размещался в быв. доме А. П. Бестужева-Рюмина, построенном на углу
набережной в 1740-х гг. и перестраивавшемся в 1790-х гг. И. Е.
Старовым. Н. И. Росси кардинально изменил это и стоящее к югу от него
другое зздание, объединив их общим архитектурным мотивом лоджий с
десятиколонными портиками. Колоннадой отмечен и закругленный угол
здания Сената, выходящего к Неве. Здания соединяет высокая узкая арка,
переброшенная над Галерной улицей. Над аркой - скульптурная группа,
символизирующая веру и закон. На фасадах помещены аллегории
правосудия, веры, мудрости, благочестия и т. п. Скульптурное убранство
выполняли С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, Н. А. Токарев, П. В.
Свинцов, Н. А. Устинов, И. Леппе.
В бывших зданиях Сената и
Синода размещается Центральный государственный исторический архив, в
котором хранятся ценнейшие документы по истории России.
От пл. Декабристов начинается
Конногвардейский бульвар. Он был устроен после того, как в 1842 г.
заключили в трубу часть Адмиралтейского канала, соединявшего
Адмиралтейство с Галерным двором.
Вдоль бульвара вытянуто длинным боковым фасадом здание
бывшего манежа Конногвардейского полка, возведенное в 1804 - 1807 гг.
Автор проекта Д. Кваренги учел важную градостроительную роль этого
сооружения. Торец манежа отмечен глубокой лоджией с портиком. Крупный
масштаб портика соответствует тому месту, которое занимал
Конногвардейский манеж в ансамбле центральных площадей до разбивки
сада на Адмиралтейской пл., он замыкал перспективу от Дворцовой пл. У
портика манежа установлены изваяния диоскуров - копии аптичных статуй
юношей с конями, изготовленные П. Трискорни в 1810-1811 гг.
Пластическое убранство дополняют статуи на фронтоне и многофигурный
горельеф над входом в лоджию.
В 1977 г. в этом здании после
капитальной реконструкции был открыт Центральный выставочный зал.
|