Залы Эрмитажа...

    Новый Эрмитаж...

     XIX век был временем создания публичных музеев в Европе. В 1830 г. строится Новый Берлинский музей. В 1830 г. архитектор Лео фон Кленце заканчивает здание для "эгинских мраморов" и коллекции античных скульптур Альбани, приобретенных будущим королем Баварии Людвигом I, - мюнхенскую Глиптотеку, а в 1836 г. открывается созданная им же галерея живописи -    Пинакотека. Именно его, модного зодчего, стоявшего у истоков музейной архитектуры, приглашает Николай I для возведения в Петербурге здания Императорского Эрмитажа.
       Новый Эрмитаж - необычная для петербургской архитектуры постройка. В нем выражены не только индивидуальные особенности творческого почерка Кленце, но и тенденции "историзма". Он сумел объединить в единой композиции различные стилистические элементы: античные, ренессансные, барочные, выполненные с акцентом на классицизм.
     Каждому фасаду здания присуще свое оформление. Главный фасад, обращенный на Миллионную улицу, украшен монументальным портиком с десятью великолепными атлантами, высеченными А.И. Теребеневым из серого сердобольского гранита. Ближайший его помощник, каменотес Г.А. Балушкин писал, что с Теребеневым работали 150 мастеров. Кленце чрезвычайно высоко оценил искусство Теребенева. "Красота и благородный стиль этих скульптур,- писал он,- чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для крайнего севера ничуть их не хуже".
       Помимо портика с атлантами и орнаментального декора, фасады здания украшают 28 статуй и барельефы на восточном фронтоне, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов и граверов всех времен и народов. Помещенные в нишах и на кронштейнах наружных стен, скульптурные изображения художников и скульпторов указывали местоположение залов живописи или скульптуры той или иной школы.
      Лео фон Кленце бывал в Петербурге наездами, и его проект был задуман вне связи со сложившимся архитектурным окружением. Архитекторы Особой комиссии, созданной Николаем I, В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов внесли существенные изменения в проект мюнхенского коллеги, изменив местоположение главного входа в музей, придав большую выразительность фасаду, выходящему на Миллионную улицу и, что очень важно, сохранив здание екатерининского Большого Эрмитажа
      Новый Эрмитаж - это первое здание в России, созданное специально для размещения обширного собрания художественных коллекций музея, являющее собою художественный памятник.

Залы и интерьеры

       Создавая интерьеры для размещения произведений искусства, Лео фон Кленце хорошо помнил о связи Эрмитажа с Зимним дворцом: "Этот музей, образуя одно целое с императорской резиденцией, должен быть спроектирован и украшен таким образом, чтобы представлять собой непрерывный ряд комнат, роскошно и изящно убранных". Кленце исполнил более 800 чертежей и рисунков, отразив в них каждую деталь отделки помещений, мебели и даже экспозиции, которую он стремился ввести в ансамбль интерьера. Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неприкосновенном виде.

Галерея истории древней живописи

       По замыслу Кленце оформление галереи должно представлять развитие живописи у греков и римлян от архаической раскраски идолов до гибели античной художественной культуры в эпоху переселения народов. Гротескные орнаменты, картины, исполненные мюнхенским художником Г. Хильтеншпергером в технике энкаустики (восковыми красками на меди), плафоны в куполах работы итальянского художника К. Дузи - вольное подражание росписям античных зданий, созданное фантазией архитектора. Картины воссоздают работы знаменитых художников античности - Зевксиса, Парразия, Апеллеса, - известные по описаниям древних авторов.
      Паруса украшены тридцатью шестью рельефными профильными изображениями всемирно известных художников - Джотто, Перуджино, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рубенса, Ван-Дейка, Рембрандта, Гольбейна. Сюда также включено "изображение" апостола уки и портрет самого Лео Кленце.
      В настоящее время в галерее выставлены скульптуры знаменитых мастеров конца XVIII - начала XIX вв.

Просветы

      На втором этаже самой обширной и наиболее торжественно оформленной частью здания является анфилада из трех огромных залов с "верхним светом", спроектированных Л. Кленце. Эти залы со стеклянными потолками и обширной гладью стен рассчитаны на развеску самых больших полотен коллекции. И хотя застекленное пространство невелико, и для коротких северных зимних дней освещение недостаточное, сто лет тому назад сам замысел осветить картины рассеянным светом сверху представлял собой прогрессивное новшество и свидетельствовал о понимании требований , предъявляемых к музею. Воздвигая здание одновременно музейного и дворцового назначения, архитектор сосредоточил все декоративные элементы на перекрытиях Просветов. Гигантские сомкнутые своды с широкими фризами наверху покрыты позолоченной арабесковой лепкой на голубом фоне, противопоставленном глубокому темно-красному тону стен, предназначенных специально для развески картин. Большую роль в создании "богатого и разнообразного" вида играет мебель, созданная специально для этих залов. Резные золоченые диваны и кресла, обитые пунцовым бархатом, выполнены в придворных мебельных мастерских по рисункам Л. Кленце. Особую парадность интерьерам придают вазы, торшеры и столешницы из полудрагоценных камней, богато отделанные золоченой бронзой, выполненные на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках в середине XIX в.
         Сейчас в Просветах располагается экспозиция итальянской и испанской живописи XVI-XVIII вв.

Парадная лестница Нового Эрмитажа

         Монументальная Парадная лестница с величественной коллонадой на втором этаже сразу создает настроение торжественности при входе в музей. Вестибюль с колоннами из темно-розового полированного гранита противопоставлен широкому, прямому подъему лестницы - вверх устремляются три марша пологих беломраморных ступеней, замкнутых стенами из великолепно отполированного желтого стюка, похожего на сиенский мрамор. Галерею, охватывающую лестничную клетку, украшают два ряда стройных колонн из сердобольского гранита - камень предстает в изысканном сочетании с желтым стюком стен. Благородная цветовая гамма, монументальность и гармония, свойственные классицизму, отличают этот интерьер.
        На верхней площадке лестницы размещены вазы из цветного камня работы русских камнерезов XIX в., а также произведения итальянских скульпторов XVII-XIX вв.
Л. Бартолини, Ц. Бароцци, П. Тенерани.

Двадцатиколонный зал

        Зал создавался специально для выставки греко-этрусских расписных ваз. Лео Кленце, прекрасный знаток античного искусства, использовал здесь ряд приемов греческих зодчих. Два ряда великолепно отполированных колонн из сердобольского гранита отделяют центральную часть зала от боковых. Стены, фриз и кессонированный потолок украшает живопись, исполненная Ф.И. Вундерлихом в духе росписи античной керамики; сюжетные композиции в древнегреческом стиле на стенах, представляющие вазовые росписи, как бы развернутые на плоскости, принадлежат кисти П.М. Шамшина. Изображенные в этих композициях античные сосуды напоминают о назначении зала. Пол в соответствии с античной традицией, покрыт мелкой каменной мозаикой, выполненной на Петергофской гранильной фабрике из цветного мрамора. Сейчас в зале представлены памятники культуры Древней Италии.



 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Сайт управляется системой uCoz