|
Строгановский
дворец в городе на Неве - один из выдающихся памятников
европейской архитектуры. Его фасады - шедевр русского барокко, а
интерьеры, принадлежащие к разным периодам и стилям, представляют
собой энциклопедию петербургской архитектуры XVIII - XIX века.
Много различный событий произошло в истории старинного здания, но
несколько дат являются наиболее важными.
C 1742 года
участок земли на пересечении Невского проспекта и реки Мойки
принадлежал барону Сергею Строганову. С тех пор несколько русских
и иностранных мастеров один за другим работали над строител ьством
дома. Среди них гениальный Франческо Растрелли, который создал
фасады и план, и Андрей Воронихин, автор Казанского собора,
создавший большинство сохранившихся интерьеров дворца. Финальная
точка в восхитительной картине была создана Петром Садовниковым,
который почти завершил формирование дворца в 1842 году. Ровно
полтора века спустя в 1992 году наследницей славы знаменитого рода
баронессой Элен де Людингхаузен был основан Международный
Строгановский фонд и начались планомерные реставрационные работы.
Они стали необходимы после того, как в нашем столетии 60 лет дом
использовался для размещения различных учреждений, чье пребывание
н анесло серьезный урон художественным интерьерам и всей
инфраструктуре шедевра архитектуры.
Легенды и были
тесно переплелись в истории дворца. Мы имеем основания утверждать,
что еще в 1720-х годах Строгановы поселились на этом месте. Первый
одноэтажный дом был возведен по типовому проекту архитектора
Доменико Трезини. Примерно двадцать лет спустя по соседству был
возведен более обширный и высокий дом, автором которого судя по
всему был Михаил Земцов.
Динамика жизни России
XVIII века была такова, что к середине 50-х годов этот дом,
купленный Сергеем Строгановым, устарел. В тот момент самым
великолепным мастером столицы был Франческо Растрелли. Императрица
Елизавета Петровна, дочь основателя города Петра Великого,
поручила ему руководство возведением большинства дворцов и соборов
своего времени.
С 1752 года итальянский
зодчий был приглашен сначала проек тировать,
а затем строить для Строганова и к 1756 году успел не только
объединить два прежних дома в единый ансамбль, но создать
вестибюль, парадную лестницу и дошедший до нас Большой зал,
украшенный прекрасным плафоном работы венецианского живописца
Джузеппе Валериани.
Ученик
Воронихина Иван Колодин был привлечен в 1816 году для отделки
квартиры старшей дочери Павла - Натальи, ставшей женой барона
Сергея Григорьевича Строганова. В 1820-х годах Карл Росси, более
известный как создатель огромных городских ансамблей Петербурга,
отделал квартиру дочери Павла - Аделаиды и ее мужа князя Василия
Голицына. К великому сожалению от этих девяти великолепных комнат
практически ничего не осталось. Другая дочь Павла - Елизавета - в
1843 году пригласила архитектора Гаральда Боссе устроить и себе
квартиру во дворце Растрелли. Среди новых комнат главной стала
Большая гостиная.
Пройдут годы и
после реставрационных работ этот пример стиля историзма, наряду с
более ранними интерьерами, обретет былое великолепие. После них
Строгановский дворец окончательно вернется в городскую жизнь.
Сейчас - это место
проведения временных выставок, а в будущем, после завершения
реставрации Строгановский дворец представит экспозицию посвященную
русским коллекционерам XVIII-XIX веков.
|